^Назад до Верху

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дистанційне навчання - це мобільність

Дистанційне навчання - це сучасне навчання

Дистанційне навчання - це заощадження часу

Велика кількість дистанційних курсів

Дистанційне навчання - це сучасні технології

Get Adobe Flash player

Тавгень И.А., к.т.н., доцент Белорусского национального технического университета, г.Минск, тел. +375-172-100-363, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  Динамические изменения социально-экономической ситуации в развитых государствах мира, обострение национальных и общечеловеческих проблем потребовали переосмысления роли образования. Проявилась неразрывная связь образования с процессами, происходящими в экономике, обществе, во всех сферах практической и духовной деятельности человека, возросло значение образовательной сферы как механизма развития общества. Республика Беларусь, безусловно, не стоит в стороне от этих глобальных мировых процессов. Для всестороннего рассмотрения процесса становления и развития открытого дистанционного образования (ОДО) в республике, важно учитывать целый ряд факторов, в частности социальных, экономических, нормативно-правовых, технологических. При этом необходимо иметь в виду особенности национальной системы образования: высокий образовательный уровень населения; проводимая в настоящее время реформа системы образования, включающая переход к 12-ти летней средней школе, создание двухступенчатой системы высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру и др.

 

  В настоящее время демографическая ситуация в республике характеризуется снижением рождаемости и сокращением численности сельского населения. В Беларуси существует проблема несоответствия общего уровня образования в городе и сельской местности. В целом, необходимо отметить, что доли городского и сельского населения Республики Беларусь (в возрастных границах 15-59 лет) равны соответственно 75,6% и 24,4%. В столице предлагается много новых образовательных возможностей, в то время как в регионах они не всегда доступны. Здесь преобладают традиционные формы образования. Кроме того, в республике происходит увеличение численности молодежи, ориентирующейся на получение высшего образования. С укреплением отечественной экономики и расширением зарубежных связей этот процесс будет продолжаться.

 

  Система образования в Республике Беларусь обеспечивается следующей структурой. Базовое профессиональное образование обеспечивает система среднего специального и высшего образования. Ее составляют 157 средних специальных учебных заведений, 44 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведения, в которых обучается более 140 тыс. учащихся и 303 тыс. студентов. Сложившаяся в республике система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров базируется на сети государственных учебных заведений, включающей академии и институты повышения квалификации (31), факультеты повышения квалификации (36), учебные центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (87), учебно-курсовые комбинаты и учебные комбинаты (110), школы и учебные пункты повышения квалификации (68). Анализ статистических данных позволяет сделать общий вывод, подтверждающий тенденцию переходного периода к постиндустриальному обществу: высокая мотивация получения высшего и среднего специального образования для обеспечения высокой конкурентоспособности на рынке труда. Происходит увеличение численности работников с высшим и средним специальным образованием с одновременным уменьшением работников с базовым средним образованием. Эта тенденция полностью соответствует динамике становления постиндустриального общества.

  Обзор существующей телекоммуникационной инфраструктуры в республике (национальная сеть БелПак, сеть Министерства образования UNIBEL, сеть Национальной академии наук Беларуси BASNET и др.) подтверждает наличие удовлетворительной технологической базы для внедрения и развития технологий ОДО. Однако, остается еще множество нерешенных проблем, таких как, недостаточная пропускная способность сетей передачи данных, достаточно высокая стоимость доступа в Internet.

  Необходима также отметить, что на сегодняшний день в Республике Беларусь для развития системы ОДО практически отсутствует нормативно-правовая база. Закона РБ от 19 марта 2002 г. «Об образовании», который регулирует правовые отношения между участниками образовательного процесса и предложил новые образовательные стандарты, а также Закона РБ от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации», регулирующий правовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов, создания информационных технологий, автоматизированных информационных систем и сетей, и ряда подзаконных актов крайне недостаточно.

  Опережая развитие нормативно-правовой базы, ведущие вузы республики создают организационные структуры ОДО (в Академии управления при Президенте РБ – это Центр информационных технологий, в БНТУ – это Международный институт ДО и т.д.). В ВУЗах и других организациях постепенно формулируются электронные учебники и библиотеки, информационно-образовательные среды, однако отсутствуют правовые основы использования данных материалов, размещенных в сети. Министерство образования Республики Беларусь всячески поддерживает развитие системы ОДО. Так в 2002 году Министерство образования РБ утвердило «Положение о научно-методическом совете по дистанционному обучению Министерства образования РБ», а также «Положение о дистанционном обучении в учреждении образования БГУИР», который впервые осуществил набор студентов на дистанционную форму обучения.

   Таким образом, выделены и проанализированы основные условия организации национальной системы открытого дистанционного образования на основе социальных, нормативно-правовых и технологических факторов. Их всесторонний учет необходим при разработке национальной концепции становления и развития ОДО в Республике Беларусь.

 Литература
1.Анищенко В.В., Басько В.В. и др. Актуальные вопросы формирования и становления экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий в Республике Беларусь. / Под ред. Курбацкого А.Н.- Мн.: БГУ, 2002.- 107 с.
2.Статистический ежегодник Республики Беларусь: 2003 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2003. – 606 с.
3.Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. – Минск: Изд–во БГУ, 2003. – 218 с.