^Назад до Верху

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дистанційне навчання - це мобільність

Дистанційне навчання - це сучасне навчання

Дистанційне навчання - це заощадження часу

Велика кількість дистанційних курсів

Дистанційне навчання - це сучасні технології

Get Adobe Flash player

(Из опыта  ИИМОП КНУ)

Куфлей Ольга Владимировна, 
руководитель группы информационного обучения ИИМОП КНУ

 

 

Понятие электронного учебного курса

Современная образовательная методика ищет новые способы реализации принципов обучения (проблемность, индивидуализация, мотивация), которые наиболее эффективно могут воплощаться с помощью компьютерных технологий.

В отечественной методике обучения практически отсутствуют исследования, разрабатывающие концепцию электронного учебного курса, что вызывает необходимость выяснения существующей терминологии и разницы между различными видами учебных изданий.

Учебник– учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее Государственному образовательному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (1).

Электронный учебник- учебное электронное издание, созданное на высоком научном, методическом и техническом уровне, соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта, учебного плана и рабочей программе.

Электронный учебный курс (ЭУК)– учебное издание электронного типа, соответствующее учебной дисциплине, частично или полностью заменяющее (дополняющее) базовый учебник; это совокупность графической, текстовой, речевой, музыкальной, видео-, фото - и другой информации, а также печатной документации пользователя (2).

Современный электронный учебный курс - это целостная дидактичес­кая система, основанная на использова­нии компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью не только обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам, но и управление процессом обучения.

Современный электронный учебный курс - это цветное динамическое изображение, поддерживаемое звуком, включающее органической частью кино-, видеоизображение, анимационные сюжеты.

Назначение электронного учебного курса

Электронный учебный курс- это принципиально новый тип учебного материала, который должен отражать то, что известно и доказано, быть понятным и доступным для восприятия.

Электронными учебными курсами могут считаться:

  • издания по отдельным наиболее важным разделам учебной дисциплины (электронные курсы лекций, самостоятельная работа, контрольные задания, тесты);
  • справочники и базы данных учебного назначения;
  • сборники упражнений и задач;
  • компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий (альбомы карт и схем, атласы конструкций и т.п.);
  • хрестоматийные сборники;
  •             контролирующие компьютерные программы;
  •             методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума, по курсовому и дипломному проектированию и др.

Назначение электронного учебного курса- это предоставление больших возможностей обучаемому по составу знаний, выработке навыков и организации индиви­дуального процесса обучения.

Электронный учебный курс, последовательно излагая материал дисциплины, содер­жит элементы учебника, хрестоматии, справочника. Вместе с тем, электронный учебный курс должен не только давать учебную информацию, но и проверять уровень ее освоения. Для этого применяются контрольные вопросы, оценочные тесты и практические задания. По итогам ответов обучаемого определяется итоговая оценка уровня зна­ний, разъясняются ошибочные ответы, даются рекомендации по изучению учебного материала на следующих стадиях обучения.

Классификация электронных учебных курсов

По типу изложения материала можно выделить 4 вида электронного учебного курса:

  1. текстовый учебный курс;
  2.             гипертекстовый учебный курс (изложение в виде разветвленного “дерева” взаимных ссылок);
  3. учебный курс справочного характера (изложение материала в виде справочника со свободным входом в любую часть учебного ма­териала);
  4. игровой учебный курс (изложение материала в виде деловой, ролевой игры).

По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера электронные учебные пособия бывают:

  1. информационные (изложение в классическом учебном виде);
  2. “вопрос - ответ” (изложение с акцентированием на конкретные вопросы, проблемы и задачи);
  3. информационно-контролирующие (чередование учеб­ного материала и проверяющих вопросов);
  4. с обратной информационной связью (интерактивный учебный курс, предусматривающий постоянную оценку зна­ний обучаемого и выдачу рекомендаций по дальнейше­му “движению” по учебному материалу);
  5. с пороговыми уровнями контроля (переход к очередному разделу учебного материала возможен только после положительного преодо­ления контрольных испытаний на предыдущем этапе обучения)

Материал электронного учебного курса может иметь вид:

  • статический (меняю­щийся по воздействием управляющих команд обучаемого);
  • динамический (меняющийся под воздействием программно­го построения);
  • одноцветный и многоцветный;
  • без звуковой поддержки и со звуковой поддержкой.

Типовая структура электронного учебного курса

Опыт разработки электронных учебных курсов показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, учебный материал в которых изложен с учетом принципов как линейного его структурирования (4), так и концентрического (5).

Электронный учебный курс на первом уровне должен включать:

  1. основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта;
  2. системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки;
  3. методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

Второй уровень электронного учебного курса составляют:

  1. дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения какого-либо вопроса;
  2.             разделы курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные запросы студента;
  3. дидактические средства управления учебным процессом.

Электронный учебный курс ИИМОП КНУ состоит из следующих структурных разделов

1) Рабочая программа учебной дисциплины определяет количество учебного времени, отводимого на изучение курса и включает:

  • введение в дисциплину (описание предмета, актуальности, цели и задач изучения курса, его взаимосвязи с другими дисциплинами);
  • календарно-тематический план лекций и выполнения практических заданий (план прохождения курса, график сдачи тестов и итогового контроля);
  • список литературы (основной и дополнительной), ссылки на информационные ресурсы;
  • методические рекомендации по самостоятельному изучению курса;
  • описание системы текущего и итогового контроля и критериев оценки знаний студентов;
  • тематика курсовых и дипломных работ (если предусмотрено учебным планом);
  • перечень зачетных вопросов и вариантов письменного экзамена;
  • сведения о преподавателе-авторе курса (фото и краткие данные: ФИО, год рождения, ученая степень, ученое звание, место работы, педагогический стаж, список научных и учебно-методических трудов).

2) Авторский текст лекций (разбитый на модули, в соответствии с рабочей программой), состоящий из следующих структурных элементов:

  • тематика лекции;
  • краткое содержание (обзор) лекции;
  • основное содержание, структурированное по разделам (модулям);
  • контрольные вопросы для повторения и самопроверки;
  • выводы (по лекции, модулю)

3) Раздел “Практические задания” объединяет расписание семинарских занятий, ссылки на информационные ресурсы, описание задач для самостоятельной работы студента и указания автора по выполнению.

4) Раздел “Тесты” включает список тестов для проверки знаний по материалам курса и график прохождения тестового контроля. Тестовые вопросы охватывают 3 типа тестов, необходимых для закрепления материала, изученного в рамках каждой темы лекции или модуля в целом:

  • вопросы, позволяющие проверить понимание базовых положений курса;
  • вопросы, на которые надо дать положительный или отрицательный ответ (да/нет);
  • вопросы с несколькими вариантами ответов (множественный выбор).

Варианты тестовых вопросов формируются самой программой по псевдослучайному распределению, которое инициируется собственным регистрационным номером тестируемого

5) Раздел “Библиотека” содержит вспомогательный (информационно-справочный) учебный материал для самостоятельной работы студента, а именно:

  • базовый учебник, учебное пособие в электронном виде;
  • хрестоматийные сборники, отрывки из учебников и учебно-методических пособий, статьи периодических изданий, работы автора по данному предмету;
  • глоссарий терминов, используемых при изучении данного курса;
  • схемокурсы (графическая, табличная, картографическая и другая наглядная информация);
  • хронологический указатель важнейших событий и дат;
  • именной указатель (краткие биографические сведения о выдающихся представителях данной области знания).

6) Руководство по навигации с демонстрационной версией электронного курса. В инструкции для пользователя необходимо пояснить условные обозначения, применяемые для ссылок, и дать советы по рациональным приемам навигации.

7) Рецензия на данный учебный курс (заключение экспертной комиссии).

Рекомендации авторам по разработке лекционного курса

Предлагаемые реко­мендации не претендуют на исчерпывающую полноту. Опираясь на свою эрудицию и методическое мастерство преподаватель-автор курса всегда может внести необходимые коррективы в вышеизложенные предложения, дополнить их с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы про­ведения занятия и других факторов.

Основная учебная информация содержится в электронном курсе лекций, который должен быть составлен таким образом, чтобы минимизировать обращение студента к дополнительной учебной информации. Исходя из этого, для подготовки электронной лекции необходимо: 

  1. Модульное построение учебного материала - уделение внимания, в первую очередь, структуре (модуля, раздела, темы), а не объему и содержанию.
  2. Четкая структуризация учебного материала - распределение его на законченные части, использование принципа порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Лекционный курс разбивается на отдельные темы. В свою очередь, темы разбиты на подтемы (вопросы лекции).
  3. Последовательность изложения учебной информации: распределение материала таким образом, чтобы на следующей ступени обучения при изучении нового повторялось предыдущее. Движение по страницам лекции осуществляется при помощи меню.
  4. Выделение в тексте лекций ссылок для последующего преобразования его в гипертекст. При выборе студентом ссылки информация по ссылке раскрывается, обнажая новый информационный уровень. При использовании в лекции ссылок на ресурсы сети Интернет необходимо избегать ссылок на Web-страницы, которые требуют сравнительно большого времени загрузки.
  5. Из лекционного курса должен быть предусмотрен доступ к глоссарию терминов.
  6. Каждая тема лекции имеет библиотеку с дополнительными материалами и ссылками на источники информации по данной теме, в том числе и в сети Internet.
  7. Формулирование целей обучения на каждом этапе прохождения курса, перечень тем целесообразно сопроводить указанием требуемых уровней их усвоения.
  8. Методические указания целесообразно составлять по каждой лекции, а не в целом по курсу. Указания автора курса должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством тьютора, к самостоятельной деятельности и самоконтролю.
  9. Наглядность, адресность и доступность учебного материала.
  10. Построение курса с имитацией задач будущей профессиональной деятельности обучаемого.
  11. Методология обучения и содержание курса должны позволять тьютору (6) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время.
  12. Обучение путем “открытия нового”, а не сообщения готовых знаний.

 

С методической точки зрения целесообразно производить детализацию каждой лекции на следующие компоненты:

Лекция №1

Виды и объем работ

Цели и задачи лекции

Должны отражать вопросы лекции

Обзор лекции

Краткое содержание лекции (1 абзац)

Литература

Список литературы

Выводы по лекции

Должны соответствовать цели, задачам лекции и количеству подтем

Контрольные вопросы

Предназначены для самопроверки знаний студентом

Глоссарий, персоналий

Выделять в лекции термины с кратким определением, а также деятелей для формирования персоналия курса

Схемы, таблицы, карты (наглядная информация)

Представление табличной, графической, картографической и другой наглядной учебной информации (не менее 3-х по каждой лекции)

 

Разработка электронных учебных продуктов является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе основные этапы создания курса

Этапы

Виды работ

Этап №1 (предварительный)

Определение курса (выбор учебной дисциплины)
Выявление уже существующих курсов (в том числе и в сети Internet.
Определение целей обучения и степени сложности учебного материала.
Определение предполагаемых затрат и времени для создания курса.
Определение возможного тиража.

Этап №2 (подготовительный)

Написание методического сценария электронного курса.
Составление преподавателем авторского курса лекций – основного элемента электронного учебного курса (лекции в обязательном порядке должны быть связаны с тестовой системой и глоссарием).
Редактирование текста.

Поиск и разработка источников оформления учебного курса:

  • интерфейса;
  • анимационных фрагментов;
  • создание изображений при помощи программ компьютерной графики;
  • оцифровка видеофрагментов;
  • разработка схем и графиков курса, табличной и картографической информации;
  • сбор иллюстраций для сканирования;
  • сканирование иллюстраций.

Этап №3
(основной)

Выделение в тексте ссылок, формирование сети гипертекстовых ссылок.
Преобразование текста в гипертекст.
Размещение в тексте иллюстраций, графической информации.
Создание звукового (в виде отдельных фраз лектора, ряда видеофрагментов) и музыкального сопровождения (в качестве фона приложения, направленного на повышение восприятия студентом учебного материала).

Организация интерфейса и системы навигации:

  • постраничный доступ к материалу с последовательностью изложения;
  • доступ по разделам, темам для повторного обращения к информации;
  • доступ по медиаэлементам: таблицам, схемам, картам, рисункам, видеофрагментам);
  • поиск по ключевому слову, словосочетанию.

Этап №4
(итоговый)

Приведение электронного учебного материала к товарному виду, оформление обложки.
Запись «мастер-диска», его тестирование, исправление возможных ошибок.
Экспертиза созданного учебного курса.
Государственная регистрация электронного учебного курса.
Тиражирование.

Распространение:

  • размещение на сервере головного центра;
  • пересылка в филиалы;
  • передача в мультимедиа центр (библиотеки).

Критерии оценки качества электронного учебного курса

Разработка учебных материалов на электронных носителях является многофакторным явлением. В настоящее время осуществляется лишь начальная стадия реализации технологического подхода к созданию электронных курсов. С учетом вышеизложенного, в системе оценки качества и эффективности электронных учебных курсов выделяются следующие условия:

  1. функциональные;
  2. организационные;
  3. технические.

 

Функциональные условиярассматриваются с позиций соответствия электронного учебника его главному назначению: форми­рованию у обучающегося зна­ний и навыков. В каче­стве функциональных условий оценки ЭУК можно отметить:

  • соответствие содержания учебника требованиям действующих образовательных стандартов;
  • построение учебного материала в со­ответствии с дидактическими принципами;
  • возможность осуществления основ­ных педагогических функций (справочно-информационной, контролирующей, тренажер­ной и т.п.);
  • учет индивидуальных особенностей обучающегося (уровень подготовленности, скорость протекания мыслительных процес­сов, особенности восприятия информации и т.д.);
  • создание комфортных условий рабо­ты (дружественный интерфейс, возможность психологической разгрузки и т.п.).

 

Организационные условияопределяются требованиями практического характера, обеспечивающими успешное обучение. При создании электронных курсов следует учитывать индивидуальные особенности пользова­телей, формы их обучения, место проведе­ния занятий, возможности информационных технологий. К их числу относится возможность:

  • реализации обратной связи “студент - преподаватель”;
  • внесения изменений в содержание курса;
  • поиска новых методов и форм проведения занятий в системе дистанционного обучения;
  • осуществления перекрестных ссылок с другими электронными курсами;
  • использования для создания ЭУК вспомогательных программ-оболочек.

 

Технические условиякачества электронного курса вытекают из требований обеспечения интерактивного диалога: “пользователь-ЭВМ”. Это, прежде всего, удобство ввода-вывода информации, а также обеспечения быстродействия программного продукта, которое, в свою очередь, зависит от места разме­щения электронного курса (сервер, дис­ки жесткий, гибкие, CD, магнитооптические, стримеры) и конфигурации компь­ютера (микропроцессор, сопроцессор, опе­ративная память, кэш-память, видеопамять).

 

По материалам http://www.unesco.kz/ci/projects/dlnet/dr_p3.html