^Назад до Верху

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дистанційне навчання - це мобільність

Дистанційне навчання - це сучасне навчання

Дистанційне навчання - це заощадження часу

Велика кількість дистанційних курсів

Дистанційне навчання - це сучасні технології

Get Adobe Flash player

Игорь Валентинович Павлов,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры естественнонаучных и технических дисциплин ВФ ГОУ МГИУ



  Сфера образования в настоящее время обособилась в отдельную самостоятельную отрасль национальной экономики, и отражает сложный комплекс отношений, складывающихся в системе обучения. Как известно, образование выполняет две важнейшие цивилизационные функции: развития личности (её духовное, нравственное, художественное, культурное развитие) и её социализации, а так же экономическую (воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для общественного производства). Взаимосвязь этих функций в целях и содержании образования и создание соответствующих ресурсных условий выступает как необходимая предпосылка общественного прогресса во всех его проявлениях.

  Интенсификация процесса получения знаний, требования к качеству и индивидуализации процесса получения образования различными категориями обучающихся вызывает настоятельную необходимость разработки и внедрения широкого комплекса образовательных программ, позволяющих каждому желающему получить именно то образование, в те сроки и в том месте, которые предоставляются для него наиболее приемлемыми.

  Приобретенные в процессе образования знания, практический профессионально значимый опыт, творческий и научный потенциал, морально-психологические качества отдельных индивидов в экономической теории принято называть человеческим капиталом. Таким образом, с экономической точки зрения человеческий капитал представляет собой социально-экономическую категорию, экономическая сущность которой отражается в совокупности свойств, обеспечивающих рост дохода владельцу («носителю») человеческого капитала и увеличение доходности работодателю. Существенное отличие человеческого капитала от капитала вещественного («физического») заключается в том, что он не продается и не покупается - продаваться могут только услуги, создаваемые с участием человеческого капитала. Носитель человеческого капитала и его владелец неразделимы; это две нерасщепляемые функции, которые всегда присущи одному и тому же субъекту. Причем, в условиях непрерывного открытого образования процесс передачи образовательного содержания и научных знаний при реализации образовательных услуг никогда не приводит к уменьшению количества знаний, повышению их дефицитности как продукта в сфере производства и не снижает их потребительской стоимости как товара на рынке образовательных услуг. Иными словами, для обеспечения условий экономического роста и устойчивого развития национальной системы хозяйствования «образования много не бывает».

  В основе устойчивого инновационного развития общества, по мнению академика РАЕН А.С. Щеулина, лежат возможности сохранения ноосферного развития цивилизации в будущем при удовлетворении потребностей сегодняшнего дня и экономика знаний.

  Одно из определений понятия "экономика знаний" предложено Карлом Далманом: «…Экономика, в которой инновационные процессы – производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний – превратилось в главную движущую силу социально-экономического развития».

  Основными направлениями инвестиций в человеческий капитал являются вложения в образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, а также в здравоохранение и социальное обеспечение граждан страны. В последние десятилетия во всех развитых странах человеческий капитал рос более быстрыми темпами, чем физический. В настоящее время для России, возможно единственным шансом для преодоления возникших тенденций экономического отставания, зависимости от других государств, выхода из перманентного экономического кризиса и обеспечение необходимой безопасности государства в широком смысле являются именно инвестиции в человека, направленные на развитие человеческого капитала.

  Сегодня, инвестиции в человеческий капитал, в систему образования создают внешние эффекты, важные для экономического и социального развития нашего общества. Такие эффекты, включая перспективную отдачу от фундаментальных исследований и развития технологий, а также социальные выгоды, накопленные в результате построения социально ориентированного рыночного хозяйства, выходят за рамки частных выгод, получаемых отдельными гражданами.

  Экономика, основанная на знаниях, предъявляет более высокие требования к уровню квалификации и компетенциям трудовых ресурсов. Мировой опыт показывает, что наиболее устойчивыми являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше. Во всех постиндустриальных странах наблюдается устойчивый рост доли работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования. В развитых странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в последней четверти 20-го века возросла с 22 до 41%, т.е. почти удвоилась. За вторую половину XX столетия для всех развитых стран характерно значительное увеличение (редуцированных по качеству) среднего числа лет обучения взрослого населения. Например, в Италии отмечается увеличение с 5,5 до 13,3-13,5; в Японии - с 9-9,2 до 15,9-16,1; во Франции - с 9,4-9,8 до 17-17,2; а в США - с 11,3 до 19,6-20 лет. В США, например, только в период с 1970 по 1997 г.г. доля занятых в общественном производстве, имевших высшее и незаконченное высшее образование, выросла с 1/4 примерно до 3/5. Превосходство США по продолжительности лет обучения взрослого населения в сравнении с группой ведущих западноевропейских стран и Японией возросло более чем вдвое (примерно с 2,1 до 4,3 лет).

  Формирование «экономики знаний" требует опережающего развития образовательной сферы и значительного роста образовательного потенциала населения страны. Развитие сферы образования обеспечивает одновременно экономический и социальный эффект. В странах с экономикой, ориентированной на знания, повышение производительности труда достигается путем создания и распространения технологических инноваций, причем большинство этих новшеств является результатом фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых в университетах. Подготовка по новым профессиям, переподготовка, повышение квалификации осуществляются эффективнее в том случае, когда работник имеет хорошие базовые знания. Поэтому более высокий образовательный и квалификационный уровень рабочей силы позволяет работникам использовать новые технологии, быстро приспосабливаться изменениям внешней среды.

  Сегодня формирование человеческого капитала в России невозможно без значительных институциональных изменений. От скорости институционального обновления и соответствия принципам, на которых строится рыночная экономика, зависит результативность функционирования как коллективных, так и личных субъектов экономических отношений. Если не происходит адекватных институциональных изменений, то возникает институциональный вакуум, псевдорыночные и теневые структуры, что имело место, как в российской действительности, так и практически на всем постсоветском пространстве.

  Другим аспектом проблемы, обусловливающим закономерное возрастание для общества значимости образования, особенно системы высшего и дополнительного профессионального образования, является сокращение «жизненного цикла» знаний, навыков и профессий. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования, регулярное обновление индивидуальных способностей и повышение квалификации работников. Основным центром обновления фундаментальных и прикладных научных знаний становятся университеты.

  Будучи важнейшим элементом формирования инфраструктуры современной экономики, сфера образования вместе с тем является постоянно возрастающим по масштабам рынком образовательных услуг, объем которого составляет около 6% ВВП. А отдача от инвестиций в человеческий капитал, в развитие сферы высшего образования для современных российских макроэкономических условий сегодня сравнима с отдачей от вложений в основные фонды, а в отдельных случаях превышает её; обеспечивая высокую динамику роста ВВП в национальной экономике. Государственная поддержка и развитие образования являются важнейшими задачами социальной политики всех цивилизованных стран. В перспективе именно сфера образования обеспечит формирование и реализацию сравнительных преимуществ российской экономики, не связанных с топливно-сырьевой ориентацией, а также поддержание обороноспособности России.

  Анализ элементов институциональной инфраструктуры современного российского рынка образовательных услуг показывает, что особого внимания заслуживают вопросы обеспечения устойчивого развития институтов инфраструктуры (образовательных учреждений различного уровня), создающих условия именно для инновационного развития рынка образовательных услуг. С одной стороны, они являются поставщиками образовательных услуг, а с другой стороны, потребителями государственных ресурсов в целях выполнения государственных заказов на подготовку кадров и проведение научных исследований.

  В течение десятилетий общеобразовательные школы, среднее профессиональное образование, вузы и система переподготовки кадров функционировали независимо друг от друга. Становление рынка в России обусловило необходимость комплексного реформирования системы образования как единой системы взаимодействия всех ее элементов: школ (довузовского образования), техникумов и колледжей, вузов и послевузовского образования.

  Непрерывное образование, вызванное необходимостью приспособления человека к новым быстроизменяющимся технологиям, привело к несостоятельности прежних систем обучения.

  Назрела объективная необходимость перехода от «обучения профессии» к «обучению учиться», что требует изменения всех обучающих технологий, перестройки менталитета педагогических работников и обучающихся. Этот переход сегодня затронул как системы общего, так и профессионального образования. Особую актуальность в этом контексте приобретает система повышения квалификации менеджеров, профессорско-преподавательского состава и научных работников в вузе («образование для образования»). Университетским программам повышения квалификации также отводится важная роль в реализации концепции непрерывного послевузовского образования.

  Перспективным направлением, позволяющим учебным заведениям производить особый продукт - образовательную услугу, представляется интеграция различных ступеней образования. В условиях недостаточного бюджетного финансирования образовательному учреждению любой ступени для выживания необходим перечень образовательных услуг, оказываемых на коммерческой основе. Услуги должны быть востребованы платежеспособной частью населения, соответствовать критериям выбора таких услуг. Вузам, в свою очередь, для решения маркетинговых задач необходимо взаимодействие с общеобразовательными школами. Этим обусловлено изменение политики вузов и её трансформация от кастовости и недоступности к демократичности и открытости по отношению к школам в последние полтора – два десятилетия.

  Начиная с последнего десятилетия прошлого века до настоящего времени, наблюдается устойчивая положительная динамика роста интенсивности взаимодействия образовательных учреждений, реализующих различные уровни и формы обучения. В условиях развития рыночных отношений подобные перемены были инициированы вузами и входили как составляющие их маркетинговой стратегии. Середина 90-х г.г. ознаменовалась тесной интеграцией образовательных учреждений различного уровня. Возникли понятия «базовая школа», «профильный класс», «лицейский класс». Практически в каждом вузе были открыты центры довузовской подготовки, отвечающие за развитие отношений со школами.

  В условиях рыночной экономики инновационные образовательные учреждения из бюджетных образовательных организаций постепенно превращаются в учебно-научные, производственные и предпринимательские комплексы.

  Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется его способностью обеспечить качество образования как процесса и как результата. Это означает не только и не столько соответствие образовательным стандартам, сколько соответствие потребностям общества и обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Абстрактная образованность, не привязанная к рынку труда, способна удовлетворить потребность личности в образовании как таковом, но не способна обеспечить его личное финансовое благосостояние и развитие общества. Именно рынок труда определяет критерии и оценивает качество образования. Это обусловливает необходимость серьезной исследовательской деятельности вуза по анализу тенденций и прогнозированию ситуации на рынке труда с учетом временных параметров и динамики развития конъюнктуры.

  Таким образом, формирование «новой экономики» и обеспечение высоких темпов экономического роста требуют опережающего развития образовательной сферы, повышения качества подготавливаемых кадров и значительного роста образовательного потенциала населения страны.

В настоящее время принципы открытого образования, дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии получили достаточно широкое распространение в России. Это определяется рядом факторов, среди которых удобство для обучающихся, возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий и многие другие.

  Открытое дистанционное образование (ОДО) сегодня успешно реализует ряд важнейших задач:

− обеспечивает максимальные удобства для обучающихся лиц и его доступность для потребителей образовательных услуг;
− на практике реализует системный подход к обеспечению обучающихся всеми необходимыми средствами обучения;
− оптимизирует финансовые и временные затраты обучающихся, отнесенные к эффективности образовательного процесса;
− обеспечивает процессы стандартизации и развивает образовательные технологии;
− формирует и развивает внутрифирменные системы менеджмента качества;
− обеспечивает возможность выбора обучающихся курсов и темпа освоения образовательных программ в соответствии с индивидуальными потребностями на основе модульных принципов построения программ обучения;
− позволяет сочетать индивидуальность обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания;
− обеспечивает обучающимся реальную помощь в приобретении не только знаний и умений, но и многих других компонентов, необходимых для успешной практико-ориентированной профессиональной деятельности будущего руководителя.

  Сегодня открытое дистанционное образование (ОДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. Одним из направлений повышения эффективности бесконтактного (внеаудиторного) получения образования становятся способы обучения с использованием современных технических средств: образовательного телевидения и радио, компьютерных сетей, видео- и аудиозаписей, гипертекстов, супертьюториалов, телеконференций, проектных работ, информационных сеансов, групповых встреч в чатах. Появление новых технических и программных возможностей позволяет постоянно развивать и совершенствовать учебный процесс в рамках дистанционного обучения. Учебные центры должны обеспечивать необходимую широту и глубину обучения, должны создавать, развивать, совершенствовать информационные сети, базы и банки данных, использование которых позволит студентам эффективно самостоятельно изучать дисциплины по избранным направлениям.

  Сегодня ОДО органично воспринимает современные информационные и коммуникационные технологии, включая широкое использование средств телекоммуникации и новых педагогических образовательных технологий, включая видеоконференции, мультимедиа, Интернет-технологии, электронное обучение.

Сегодня можно выделить ряд других благоприятных факторов конструктивного развития ОДО в России:

− значительное сокращение транспортных расходов и расходов на проживание обучающихся и обеспечение для них возможности обучаться на курсах практически в любой точке России;
− возможность выбрать единственно необходимый курс благодаря модульному принципу построения программ ДО;
− возможность получить практико-ориентированное образование на рабочем месте;
− возможность широкомасштабной подготовки менеджеров и специалистов;
− способность центров ДО быстро адаптировать содержание реализуемых курсов к новым экономическим условиям и к пожеланиям клиентов.

  Можно с большой степенью уверенности предсказывать положительную динамику наблюдаемой тенденции успешного развития открытого дистанционного образования и в будущем, как в системе предоставления первого высшего образования, так и в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включая открытое дистанционное бизнес-образование. Вместе с тем, эти же факторы и причины обусловливают особую актуальность ведущейся проработки нормативно-правовой базы, принятия регламентирующих документов и обеспечения качества дистанционного образования. Для системы открытого дистанционного образования, обладающей распределенной структурой региональных территориально обособленных подразделений и аффинированных (присоединённых) партнерских центров, разрешение вопросов обеспечения качества дистанционного образования имеет определяющее значение. Специфические проблемы возникают и на пути обеспечения качества непрерывного дистанционного образования, призванного развивать знания и компетентности, необходимые для работы в условиях постоянных и часто непредсказуемых социальных, экономических, политических и других изменений внешней среды. Особую значимость проблемы обеспечения качества открытого дистанционного образования придает тот факт, что эта подотрасль системы образования представляет собой эффективный высокотехнологический инструментарий развития человеческого и научного капитала в национальной экономике, формирования институциональных элементов новой экономики, основанной на знаниях.

  Существует тесная взаимосвязь проблем педагогики дистанционного образования с проблемами экономики образования и формированием институционального инструментария развития новой экономики, основанной на знаниях.

  Основой устойчивого развития в XXI веке наукоёмкой экономики и базисными условиями для формирования и развития «образовательного общества» является выдвижение качества в универсальном значении этого термина как «центра» синтеза всех изменений в лучшую сторону и трансформация всех видов управления в управление качеством, в том числе, качеством образования для успешной реализации актуальных образовательных инноваций и повышения качества открытого и дистанционного образования.

  Особенно актуальна оперативность решения возникающих нормативных правовых вопросов обеспечения сферы открытого и дистанционного образования, сохраняющего преемственность с ранее действующей нормативно-правовой базой дистанционного обучения. Требуется обеспечить на нормативном правовом уровне стимулирование внедрения и широкого использования в педагогической практике дистанционных образовательных технологий, начиная с учебного процесса по заочной форме обучения.

  Необходимо развивать систему подготовки и аттестации персонала системы ОДО, в том числе педагогических работников - тьюторов, как одного из наиболее важных элементов обеспечения качества дистанционного образования, учитывая результаты научных разработок и практического опыта отечественных и зарубежных образовательных учреждений.

  Насущным долгом академического сообщества является оказание всемерной научной, методической и нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности вузов по организации дистанционного образования в рамках университетских комплексов и университетских округов