^Назад до Верху

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дистанційне навчання - це мобільність

Дистанційне навчання - це сучасне навчання

Дистанційне навчання - це заощадження часу

Велика кількість дистанційних курсів

Дистанційне навчання - це сучасні технології

Get Adobe Flash player

Рацлав В.В., Рацлав В.В.
Слов 'Славянский государственный педагогический университет

  Актуальность проблемы. Характерная черта современной социально-экономической ситуации - технологический взрыв, который повлиял на традиционную систему образования: технологии CD-ROM и Интернет сделали доступными большие объемы информации, многие библиотеки мира и т.п. Кроме того, как утверждают ученые, постоянное и чрезмерное увеличение информации (информационный взрыв) приведет к тому, что в ближайшие 10 лет существующая сегодня информация (знания) будет составлять только десятую часть всей информации. Сегодня очевидно, что работник любой сферы должен не только знать много разнообразной информации (фактов), уметь самостоятельно добывать и воспринимать ее, анализировать, но и, главным образом, самостоятельно исследовать новые идеи, судить об их перспективности и вероятность, определять их ценность на основе собственных потребностей и целей.

  В эпоху технологического взрыва возникает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь" формуле "образование через всю жизнь". Естественно, что общество заинтересовано в восстановлении педагогических технологий, методов и форм работы, методик освоения программ перехода к преобладанию индивидуальных или групповых форм познавательной деятельностью.

  Согласно некоторым исследованиям, в Украине около 30% учебных заведений заявили о том, что уже имеют или планируют организовать обучение в режиме К. Однако зачастую за этим стоит обычная заочная форма обучения. Прежде, К - это открытая система обучения, предполагает активное общение между преподавателем и студентом с помощью современных технологий и мультимедиа. Такая форма обучения дает свободу выбора места, времени и темпа обучения.

  Система К имеет ряд преимуществ и значительно расширяет круг потенциальных студентов. Получить образование дистанционно имеет возможность молодежь, которая не может совмещать учебу с работой или проживает в отдаленной от областных центров местности; военнослужащие; домохозяйки, руководители; бизнесмены или студенты, желающие параллельно получить образование. Дистанционная форма обучения подходит почти всем, потому что дает возможность гармонично совмещать учебу и повседневную жизнь.

  Стоит отметить, что К - доступна возможность получить образование за рубежом с минимальными финансовыми затратами при большом выборе специальностей, поскольку большинство вузов Европы и США ввели такую удобную для студентов форму образования намного раньше, чем Украина.

  Современное образование требует непрерывно расширять свое восприятие комплексности мира и формирования информационного общества. Для того, чтобы знания получили конкретную связь с действиями, необходимо постоянно "учить себя", пополняя и расширяя свое образование. Именно эту цель и ставит перед собой дистанционное образование в Украине.

  За последние годы развитие информационных технологий сделало актуальной проблему модернизации системы образования. Суть такой модернизации всего отразилась в концепции дистанционного образования (ДО), которая, благодаря такому глобальному явлению как Интернет, охватывает широкие слои общества и становится важнейшим фактором его развития. Особое значение такая модернизация системы образования приобретает в Украине.

  Рассмотрение вопроса. Развитие дистанционного образования в Украине начался значительно позже, чем в странах Западной Европы и осуществлялся в условиях низкого уровня информатизации украинского общества, незначительного количества оснащение компьютерной техникой школ Украины и отсутствия специализированных методик дистанционного обучения. Теоретические, практические и социальные аспекты дистанционного образования разработаны в нашей стране недостаточно. Количество научных организаций и высших учебных заведений Украины, которые активно разрабатывают или используют соответствующие курсы дистанционного обучения весьма незначительна.

  Развитие дистанционного образования (ДО) в Украине происходит на основе уже существующих достижений в этой области. В динамике этого процесса можно условно выделить несколько этапов. Первые шаги к развитию ДН в Украине были сделаны еще в конце 90-х годов. В феврале 1998 г. Верховная Рада принимает Закон Украины «О национальной программе информатизации», в котором формулируются задачи по информатизации образования и определяются направления их реализации. С момента принятия этого Закона в системе образования Украины происходит ряд позитивных изменений в области информатизации и освоения Internet.

  С 1997 года в Украине регулярно проводятся Всеукраинские конференции «Интернет - технологии в информационном пространстве государства». В 1998 году ученые стране организуют и проводят национальную конференцию в Одессе, на которой состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между 27 высшими учебными заведениями Украины. Совместным постановлением Президиума Национальной Академии наук Украины и Коллегии Министерства образования Украины в 1997 году была создана Ассоциация пользователей телекоммуникационной сетью учреждений образования и науки Украины с координирующим «Центром Европейской интеграции» в Киеве, который в дальнейшем получил официальное название Украинский научно-образовательная телекоммуникационная сеть « УРАН ».

  В 2000 году Министерство образования и науки Украины утвердило «Концепцию развития дистанционного образования в Украин?? », Которая предусматривает создание в стране системы образования, обеспечивает расширение круга потребителей образовательных услуг, реализацию системы непрерывного образования« в течение всей жизни »и индивидуализацию обучения при массовости образования.

  Кроме того, создание Украинского центра дистанционного образования на основе Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» позволило проводить в Украине курсы обучения для преподавателей высших учебных заведений (ВУЗов), разработчиков дистанционных курсов и заключать договоры с вузами о сотрудничестве с целью координации создания системы дистанционного образования в Украине.

  Таким образом, развитие ГО в Украине прошел два фундаментальных этапы становления.

Согласно «Концепции развития дистанционного образования в Украине» от 20 декабря 2000 года в первый этап развития отечественной дистанционного образования в течение 2001 года произошло:

создание организационной структуры системы дистанционного образования (ДО)
разработка правовых основ и стандартов ДО
создание материально-технической базы региональных и локальных центров ДО
создания первичного фонда дистанционных курсов и обеспечения их экспериментального внедрения
разработка принципов финансирования системы К
реализация пилотных проектов внедрения ДО.

На втором этапе развития дистанционного образования в Украине в течение 2002-2003 гг проходило:

полномасштабное развертывание и внедрение дистанционного образования как формы обучения, равноценной с очной, заочной и экстернатом
внедрение системы многоканального финансирования юридических и физических лиц системы К
разработка и внедрение системы льгот использования компьютерных сетей и телекоммуникационной инфраструктуры для составляющих системы К (юридических и физических лиц)
внедрение системы лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений ДО
интеграция системы К Украины в мировую систему.

Организационная структура системы дистанционного образования Украины на данном этапе включает:

Совет по вопросам мониторинга развития дистанционного образования при Кабинете Министров Украины
координационный Совет Министерства образования и науки Украины по вопросам дистанционного образования
Украинский центр дистанционного образования
региональные центры ДО в городах Харьков, Львов, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Хмельницкий
локальные центры ДО
базовые центры ДО по направлениям профессиональной подготовки
научно методические комиссии по направлениям деятельности системы ГО.

  Мировой процесс перехода к постиндустриальному, информационному обществу, а также экономические, политические и социальные изменения, которые происходят в Украине, предопределяют необходимость ускорения реформирования системы образования.

  Прежде всего это касается удовлетворения образовательных потребностей граждан в течение всей жизни, обеспечения доступа к образовательной и профессиональной подготовки всех, кто имеет необходимые способности и адекватную подготовку.

  Наиболее эффективному решению указанных проблем оказывает содействие дистанционное обучение, осуществляемое на основе современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий.

  Развитие дистанционного обучения начало ускоряться с принятием Законов Украины "О Национальной программе информатизации" и "О высшем образовании".

  Определенную роль сыграло также то, что МОН вместе с Украинским центром дистанционного обучения Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт" - координирующей организацией в области дистанционного обучения разработана Концепция развития системы дистанционного обучения в Украине.

  Национальной программой "Образование. Украина XXI век "предусмотрено развитие образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических достижений, создание новой системы информационного обеспечения образования, вхождение Украины в трансконтинентальное систему компьютерной информации.

Выводы.

Основными задачами современного этапа развития системы дистанционного образования являются:

осознание руководителями образования, органами управления, профессорско-преподавательским составом i широкой педагогической общественностью целесообразности, необходимости и возможности внедрения дистанционного обучения в отечественное образование
создания национальных, отраслевых, региональных местных подсистем дистанционного образования и соответствующих им телекоммуникационных сетей с выходом в Интернет
разработка учебно-методических комплексов дистанционного обучения и их сертификация
создания локальных телекоммуникационных сетей с выходом в Интернет учебных заведений и формирование их Web-сайтов дистанционного обучения
подготовка кадров для дистанционного обучения
формирования экспериментальных учебных групп и их дистанционное обучение.

Развитие дистанционного образовательной системы в Украине должно привести к:

появления новых возможностей для обновления содержания обучения и методов преподавания дисциплин и распространения знаний
расширение доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получения для большого количества молодых людей, включая тех, кто не может учиться в высших учебных заведениях с традиционными формами из-за отсутствия финансовых или физических возможностей, профессиональной занятости, отдаленности от больших городов, престижных учебных заведений и т.п.
реализации системы непрерывного образования "через всю жизнь", включая среднюю, довузовскую, высшую и последипломное обучение при массовости образования.

Для достижения указанных результатов необходимо быстрыми темпами развивать дистанционное образование, внедрение которого в Украине предусмотрено Национальной программой информатизации.

Литература

Коновалова Т., Кухарьонок А., Янчева Л. Дистанционное обучение в Харьковской государственной академии технологии и организации питания //Новый коллегиум. - 2001. - № 5-6. - С.58-61.
Костикова И. Роль компьютерных технологий в обучении студентов //Новый коллегиум. - 2006. - № 2. - С.55-64.
Стефаненко П.В. Дистанционное обучение в высшей школе: - Монография. - Донецк: ДонНТУ, 2002. - 400 с.