^Назад до Верху

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дистанційне навчання - це мобільність

Дистанційне навчання - це сучасне навчання

Дистанційне навчання - це заощадження часу

Велика кількість дистанційних курсів

Дистанційне навчання - це сучасні технології

Get Adobe Flash player

УДК 371.671

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
Стратанович Т.Э.
Киевский национальный торгово-экономический университет
02156, Киев-156, ул. Киото, 19, каф. информационных технологий и систем,

 

  В Киевском национальном торгово-экономическом университете создана лаборатория дистанционного обучения при кафедре информационных технологий и систем.  Сотрудники лаборатории и кафедры в кооперации с преподавателями кафедр КНТЕУ – авторами курсов – разрабатывают электронные учебники по ряду экономических и компьютерных дисциплин, которые предназначены для самостоятельной работы студента над курсом, а также могут быть использованы для визуального сопровождения лекций в компьютерных классах.
Электронный учебник общепризнанно считается важной компонентой учебного процесса в системе дистанционного обучения. Каждый разработчик имеет свое представление об его создании. В процессе создания мультимедиа-курса перед разработчиками встает проблема: как наиболее эффективно соединить дидактические задачи и технические решения. Прежде всего, возникает вопрос унификации структуры учебника, выработки единых принципов подготовки  и представления обучающих материалов.

  Следует избрать единое построение электронного учебника для всех курсов. Важнейшей особенностью электронного учебника является наличие гипертекстовой структурированности в понятийной части курса (определения, термины), и в  логическом построении изложения (последовательность, взаимозависимость частей). Одной из главных проблем при создании электронных учебных комплексов является сложность структурирования текста при его переводе на гипертекстовую основу, которая возникает с увеличением теоретического материала. В электронном учебнике рекомендуется использовать многооконный интерфейс (когда в каждом окне будет представлена связанная информация), или выделять определенные информационные зоны на одном экране. Использование фреймовой структуры позволяет постоянно держать на виду информацию о структуре учебного материала. В левом фрейме можно перемещаться по иерархическому Содержанию разделов и тем учебника. В правое окно вызываются базовые и дочерние к ним тематические блоки. Одним из эргономических требований к электронному учебнику является наличие разветвленной и понятной навигации. Каждая структурная единица информации является самостоятельной web-страницей, которая должна иметь стандартную структуру и обладать следующими средствами навигации: удобный доступ к гипертекстовому Содержанию учебника; кнопки "листания" страниц вперед и назад; "линейка прокрутки", средство завершения работы и выхода из программы. Кроме гипертекстовой структурированности, электронный учебник должен предоставлять возможность: делать закладки; скопировать,  обработать, распечатать любую "страницу" учебника; послать сообщение автору; использовать встроенную поисковую систему.

  Средства представления информации включают текст, графику, звук, видеофрагменты, анимацию и трехмерные объекты. Иллюстрации  имеют высокую дидактическую значимость. Они должны иметь текстовое сопровождение. Так как рисунки занимают, как правило, большую часть экрана, их желательно подключать к базовому блоку в виде гиперссылки, открывающей  их в отдельном окне.

  Неудачный дизайн пользовательского интерфейса может быть причиной стресса и утомления, уменьшает желание работать или обучаться.

  Существуют некоторые требования к представлению информации в электронном учебнике:

•Интерфейсы программных компонент, организующих обучение, должны отвечать одному стилю.
•Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации. Предложения должны быть простыми и короткими. Абзацные отступы и интервалы облегчают чтение.
•Использование разнообразных шрифтов на одной странице затрудняет работу с учебником. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. Удобный для чтения шрифт - не слишком жирный или очень тонкий.
•Особое значение в восприятии текста имеет цвет букв и фона. Как показывают исследования, наиболее приемлемым для основного текста является черный шрифт на белом, и черный на всех цветных тонах. Важной особенностью электронного учебника может стать возможность индивидуального выбора наиболее удобной цветовой гаммы, приемлемой для  конкретного пользователя.
•Необходимо использовать методы привлечения внимания к важной информации. Это может быть выделение альтернативным цветом или курсивом ключевых, значащих слов и фраз.

  Из опыта создания электронных учебников можно сделать вывод, что основной объем творческой работы приходится на разработку учебных модулей, качество которых, в конечном счете, определяет эффективность самостоятельного восприятия обучающимися учебного материала.