^Назад до Верху

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дистанційне навчання - це мобільність

Дистанційне навчання - це сучасне навчання

Дистанційне навчання - це заощадження часу

Велика кількість дистанційних курсів

Дистанційне навчання - це сучасні технології

Get Adobe Flash player

Использование виртуальных форматов обучения сотрудников организации стало уже знакомой темой для российского бизнеса. Так называемые вебинары в течение последнего года обрели свои собственные технические платформы на русском языке, где просто и доступно объясняют клиентам выгоды обучения через сеть Интернет. В качестве основного преимущества данного вида обучения является снижение транспортных расходов и расходов на аренду помещения. Особенно важным данный фактор является для крупных компаний, имеющих множество региональных филиалов.

В качестве барьера для дистанционного обучения остается высокие требования к организации вебинара. Высокая вероятность снижения вовлеченности участников требует от ведущего навыков организации интерактивного общения, отработанной технологии, высокого темпа проведения занятия, четких и ясно сформулированных передаваемых знаний. Разработка вебинара – также непростая задача. По сути, один вебинар может аккумулировать знания многих специалистов и служить средством управления знаниями внутри компании через создание базы вебинаров.

Рассмотрим спектр задач, которые необходимо решить для эффективного проведения вебинара. В зависимости от того, что является предметом нашего внимания во время обучения, можно выделять организационный, содержательный и эмоциональный аспект обучения (табл. 1).

Табл. 1 Аспекты обучения

Аспект Предмет внимания Метод
Организационный Схема взаимодействия Создание норм и правил взаимодействия
Содержательный Тема обучения Визуализация, проблематизация, обобщение
Эмоциональный Личность каждого из участников Работа с эмоциональными состояниями

Можно выделить следующие задачи ведущего, решение которых позволяет повысить эффективность занятия.

Задачи организационного плана:

1. Предварительная подготовка и проверка технического обеспечения;
2. Составление плана вебинара и контроль над временем в процессе;
3. Информирование участников о правилах совместной работы (как технического, так и организационного характера);
4. Распределение ролей между участниками (если это необходимо);
5. Организация предварительного взаимодействия между участниками для установления контакта (например, упражнение-разминка в виде совместного рисунка на общей доске);
6. Использование различных каналов коммуникации в процессе вебинара (но в один момент времени желательно использовать только один канал коммуникации, чтобы не рассеивать внимание участников);
7. Проведение перерывов (перерыв можно заполнить аудио- или видеорядом).

Задачи содержательного плана:

1. Подготовка
1. Проверка материала на соответствие теме;
2. Указание авторства;
3. Структурирование материала
3.1. Четкое определение понятий;
3.2. Разделение информации по пунктам.
4. Подбор иллюстраций в виде визуальных образов: картинок, схем, графиков, диаграмм (желательно расположить иллюстрации на каждом слайде);
5. Подбор содержательных иллюстраций: метафор, историй, любопытных фактов, уникальных случаев и т.п.
2. Передача информации
1. Распределение времени и расстановка акцентов: наиболее важным частям материала необходимо уделить больше внимания и времени;
2. Пояснение информации, данной на слайдах (желательно не просто читать то, что отображено на слайде, а давать дополнительные комментарии).
2.1. Использование курсора как указки;
2.2. Выделение во время презентации наиболее значимых слов другим цветом;
2.3. Комментирование информации, которая появляется в чате (вопросы и высказывания участников).
3. Использование жизненных примеров (желательно соблюдать грань между простотой и доступностью примера и его оригинальностью, красочностью).
3. Закрепление информации
1. Отображение ключевых моментов;
2. Формулирование выводов (самостоятельно или совместно с участниками);
3. Постановка заданий, требующих активности участников и применения полученной информации (пройти голосование, найти решение проблемной ситуации, участвовать в дискуссии и др.).
4. Активизация обсуждения
4.1. Проведение голосования и демонстрация результатов с просьбой дать комментарии;
4.2. Создание проблемных ситуаций для участников;
4.3. Ограничение времени обсуждения вопроса.
5. Обобщение высказанных участниками идей и мнений;
6. Проблематизация: нахождение противоречий и формулирование вопросов к участникам с переходом к предоставлению новой информации.

Задачи эмоционального плана:

1. Подготовка
1.1. Подбор музыкального сопровождения для перерыва;
1.2. Подбор иллюстраций юмористического характера;
1.3. Нейтрализация помех, которые могут отвлечь участников (проблемы со звуком, мобильные телефоны и др.).
2. Поддержание активности участников
2.1. Предупреждение о сложности материала перед его предъявлением;
2.2. Использование юмора;
2.3. Формулирование вопросов;
2.4. Инициация общения участников между собой;
2.5. Выражение благодарности за ответы;
2.6. Проявление интереса к состоянию участников;
2.7. Отслеживание пассивных участников – обращение к ним по имени, формулирование индивидуального задания.
3. Комментирование сложившейся ситуации в случае возникновения эмоционального спада.

Надеемся, что данные рекомендации помогут вам справиться с задачей дистанционного обучения ваших сотрудников. Помните, что если вы хотите достичь оптимального уровня интерактивности и эффективности в Интернет-общении, группа, с которой вы работаете, не должна превышать 12 человек, а время проведения быть не больше 1,5 часа, чтобы не утомлять участников.

Автор: Юрий Шевченко